Для тех, кто хочет разбираться в теме осознанной моды, важно уметь различать эти 3 понятия. И да, эти слова не являются синонимами — каждое из них имеет свое определение.
На Всемирном саммите по устойчивому развитию 2002-го года была представлена схема, по которой должны работать все бренды мира, стремящиеся к устойчивости.
В данной схеме устойчивым является то, что имеет баланс между тремя сферами: экономикой, экологией и социумом (этичность). Таким образом, бренды, не развивающие какую-либо из этих сфер, не могут считаться устойчивыми, а только лишь этичными или экологичными.
Такой бренд характеризуется использованием только экологичных тканей: органических и эко-френдли. Не путать с натуральными
К органическим тканям относятся: органические хлопок, лен, крапива, конопля, шерсть, шелк, кожа и другие. Органические ткани должны иметь сертификаты, подтверждающие их происхождение, например, GOTS, OCS, USDA и другие.
К эко-френдли тканям относятся все переработанные ткани, а также натуральные и искусственные ткани, в процессе производства которых использовалось минимальное количество химикатов. К ним можно отнести лен, коноплю, крапиву, хлопок BCI (Better Cotton Initiative), хлопок “Cotton made in Africa”, тенсел/лиоцелл, модал, REPREVE®, REFIBRA™ и другие. Сертификаты для эко-френдли тканей: GRS, RCS, FSC, Oeko-Tex и т.д.
Помимо этого экобренд стремится к уменьшению своего экологического следа, в процессе производства старается использовать как можно меньше природных ресурсов, для окрашивания и обработки изделий использует натуральные или эко-френдли средства, уделяет особое внимание дизайну своего продукта, производит качественную, долговечную и безопасную одежду/обувь, заботится об условиях труда на производстве и по всей цепочке поставок.
Примеры таких российских брендов:
Если экологичный бренд больше фокусируется на снижении негативного воздействия на окружающую среду, то для этичного бренда прежде всего важно соблюдение прав человека и животных. Однако и те, и другие характеристики в разной степени могут присутствовать и в экологичной, и в этичной компании.
Для этичного бренда недопустимы детский труд, принудительный труд и любые формы современного рабства, дискриминация, небезопасные условия труда. Работники получают достойную зарплату, имеют право на вступление в профсоюзы и коллективную защиту своих интересов.
Важное уточнение — правила, описанные выше, могут соблюдаться не только на собственном производстве, но и в компаниях, производящих сырье и материалы для бренда. Выбор ответственных и честных поставщиков — показатель этичности бренда.
Этичный бренд не использует ткани животного происхождения, которые связаны с убийством или страданиями живых существ. То есть волокна животного происхождения, добытые без вреда для здоровья и жизни животных, например, этично полученные шерсть, шелк или пух для него могут быть допустимы.
Основные сертификаты, которые подтверждают этичность бренда: Fair Trade, Fair Wear Foundation, Ethical Trading Initiative, Business Social Compliance Code of Conduct (BSCI), а также RWS (Responsible Wool Standart), RDS (Responsible Down Standart), RMS (Responsible Mohair Standard) и другие.
Для этичного бренда характерно стремление к прозрачности. Это означает, что такая компания открыто публикует информацию о производстве и условиях труда, информацию о поставщиках, информацию о тканях и материалах (включая сертификаты).
Прозрачность не всегда означает, что бренд выполняет все требования по этичности или экологичности. Но это хороший инструмент, с помощью которого бренд проявляет уважение к покупателю и меняется к лучшему сам.
Примеры таких российских брендов:
Как мы выяснили выше, экологичные и этичные бренды имеют вполне конкретные характеристики. Точно так же дело обстоит с устойчивым брендом, который совмещает в себе экологическую, этическую и экономическую сферы. Если бренд не развивается во всех трех сферах, он не может считаться устойчивым.
Характеристики устойчивого бренда:
Изначально компания считалась устойчивой, если в процессе своей деятельности она учитывала экологическую и этическую сферы и при этом получала прибыль.
Но в нынешней ситуации недостаточно просто минимизировать последствия деятельности или пытаться свести к нулю негативное влияние. Устойчивость сейчас — это инвестирование в восстановление и улучшение: поддержка незащищенных слоев населения, поддержка традиционных ручных ремесел, которые исчезают под напором производственных мощностей, инициативы по защите животных и окружающей среды: помощь ассоциациям по спасению исчезающих видов, защита лесов от вырубки и пожара, защита океана и его обитателей от пластикового мусора и многое другое.
Примеры таких российских брендов:
Еще больше брендов представлено в мобильном приложении SANE, которое доступно в AppStore и GooglePlay.
В нем вы сможете найти лучшие решения для вашего гардероба: проверенные экологичные и этичные российские марки, рейтинг устойчивости, приятные бонусы.
Автор: Анастасия Подольская, платформа SANE Fashion.
Используемые источники: